"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя,
Пока не умрет бесконечно любя..."
Шелли П.Б.
Весной, когда сердце жаждет тепла после долгой зимы, раньше многих других растений расцветает нарцисс. Лучистый нежно-белый цветок чарует своей дивной красотой и неповторимой грацией. Он, словно чудо природы, дарит нам тепло и радость. Головка нарцисса всегда немного наклонена набок или вниз, и если цветок растет у воды, то создается впечатление, что он смотрит на свое отражение на прозрачной глади. Возможно, поэтому у древних греков родилась поэтичная и поучительная легенда о возникновении цветка. А легенда эта такая: жил когда-то на земле прекрасный юноша Нарцисс - сын речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Он жил беззаботно и легко, увлекался охотой и покорял сердца лесных нимф своей необычайной красотой. Хотя греки и считали красоту наружную отображением красоты души, однако красавец Нарцисс был исключением из этого правила. Его сердце было черствым и холодным, и он жестоко и надменно отвергал всех, кто желал его. Много женщин были увлечены его красотой, но была одна нимфа, полюбившая его так сильно, что отвергнутая своим возлюбленным, удалилась она в лесную глушь и истаяла от любви к юноше, превратившись после смерти в одинокое эхо. Видя, как безжалостно юноша отвергает дары богини любви и красоты Афродиты, боги решили наказать надменного юношу. Однажды, утомленный жаждой, он наклонился над рекой, чтобы напиться, и в зеркальной глади спокойной воды увидел он свое отражение. В изумлении застыл он над водой, восхищенный красотой собственного отражения. Невольно влюбился Нарцисс в смотрящий на него лик. Попытки прикоснуться к любимому образу были безуспешны, ибо, как только он касался воды, желанный образ исчезал. Только и жил влюбленный Нарцисс, вглядываясь в свое отражение, не в силах оторвать от него взор и постепенно обессилел и умер от неразделенной любви. А на месте его смерти вырос прекрасный, но холодной красоты цветок с опьяняющим и дурманящим ароматом. Впоследствии из этих цветов, согласно древнегреческим мифам, плели себе венки богини возмездия фурии, а у древних греков нарцисс был цветком умерших, цветком погибших, и этой эмблемой он является часто в древнегреческой мифологии.
В мифе о Нарциссе отображено древнейшее представление человека об отражении как о границе двух миров - реального и иллюзорного. Приближение к этой границе таит опасность утраты себя, перехода в другое качество. Не случайно, до сих пор существует обычай не давать зеркала ребенку до года и завешивать зеркала в доме умершего.
На языке цветов нарцисс означает - внимание, "оставайся такой же прекрасной, как ты есть", а научное название цветка - Narcissus poeticus. Первая его половина происходит от греческого глагола "narkao" (одурманивать, ошеломлять), так как запах его действительно может иногда вызывать головную боль, а вторая - "поэтический", оттого, что, как ни одно другое растение, он был много воспет поэтами всех времен и народов, исключая разве что розу.
У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир 1, основатель династии Ахеменидов и первый садовод Ирана называл его "созданием красоты, бессмертною усладой". Значительную роль играет нарцисс и в мусульманской традиции. Магомет сказал о цветке: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души". В Персии запах нарцисса называли ароматом юности. Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи.
В Европу нарцисс попал в 1570 г. из Константинополя как подарок лорду казначейства Англии и выращивался сначала в его знаменитом саду по акклиматизации растений. Потом цветком увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов. А в эротической культуре Европы нарциссу также отведено особое место: считается, что те, кто носят на груди в качестве амулета корень нарцисса, всегда будут любимы теми, кого любят сами.
В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он как можно лучше рос, так как, согласно поверью, от его внешнего вида зависело счастье новой семьи.
В Швейцарии устраивались праздники нарцисса: в первое воскресенье мая все здания украшали разноцветными флагами, а двери домов и магазинов - гирляндами из цветов нарцисса, на улицах и площадях устраивали общественные гулянья.
Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии, а в христианском искусстве - как атрибут Девы Марии.
В Китае нарцисс называется "водный и бессмертный" и выступает как символ Нового года и счастья. В Китай нарцисс был ввезен арабскими торговцами и со времен средневековья часто встречается в сказках о цветах. Благодаря звуковой игре слов, изображение с нарциссом, камнем и бамбуком означает: "Восемь бессмертных желают долгой жизни". В каждом доме в новогодний праздник присутствует этот цветок и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках.
В литературе нарцисс был много воспет поэтами и писателями различных эпох и народов. Им восхищался Шекспир, описавший его в своей трагедии "Буря". Эдгар По рассказал о нем как об одном из цветов той "долины многоцветных трав", где ему удалось испытать неземную любовь. Известно также, что нарцисс был любимым цветком писателя И.С. Тургенева. Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс, восклицает:
"Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник". А у Шелли в его "Мимозе" мы встречаем такое описание:
"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя,
Пока не умрет бесконечно любя..."
В Европе легенда о Нарциссе и Эхо было хорошо известна по "Метаморфозам" древнегреческого классика Овидия и в средние века легенда о Нарциссе воспринималась как притча о наказанном себялюбии.
Пафос смерти Нарцисса привлекал таких разных художников как Караваджо, Тинторетто, Клода, Тер-нера и особенно Пуссена, написавшего множество вариантов Нарцисса и нимфы Эхо. Этот сюжет встречается не только в живописи и скульптуре, но также в гобеленах стиля, известного как "millerfleurs", которому подходит сам цветок. В Древнем мире считалось, что душа человека содержится в его отражении и что оно является предзнаменованием смерти. Для греков, таким образом, участь Нарцисса была очевидна. Цветок нарцисса сам становится символом юношеской смерти.
Классик персидской поэзии Хафиз и корифей современной поэзии Ирана Рахи Муайери использовали название этого цветка в поэтической аллегории словосочетания "чашмэ наргэс", подразумевая под ним подобные нарциссу глаза возлюбленной. Новые краски приобрел образ нарцисса в классических персидских романсах. Часто встречающееся в них выражение "наргэс мает" означает "томный взгляд".
Сегодня, чудесные свойства этого замечательного цветка широко используются в медицине и парфюмерии, считается, что его аромат снимает любую депрессию. Люди смотрят на лучистый, яркий, желтый нарцисс как на символ возрождения, признак перемен, которые приходят с весной. На самом деле, нарцисс является цветком дня рождения Марта, месяца в котором начинается весеннее равноденствие.