В средневековой Европе маргаритка начала играть особую роль в эпоху рыцарства. Когда поклонение даме сердца достигло своего апогея, этот цветок разрешалось изображать на щите рыцарю, которому возлюбленная отдавала свое сердце. Если же возлюбленная еще не знала что ответить, то в ответ на выраженную рыцарем любовь, она дарила ему венок из маргариток, означавший в то время на языке цветов "Я еще подумаю". Этот нежный подарок вселял в доблестное сердце надежду и заставлял его биться сильнее, результатом чего являлись многие мужественные поступки, чудеса храбрости, в результате которых герой иногда даже жертвовал своей жизнью.
Хроники тех времен наполнены сказаниями о любовных гаданиях на маргаритке. Кроме этого, даже просто изображение маргаритки, возможно, благодаря одинаковости ее названия с именем многих прекрасных женщин, считалось верхом изящества и выражением почтения. Рассказывали, что во время торжественного обеда, данного Карлом Смелым в день его бракосочетания с английской принцессой Маргаритой, появилось чудо механики того времени - автомат в виде единорога. На спине этого сказочного животного восседал леопард, державший в одной лапе щит с государственным гербом Англии, а в другой - маргаритку. Объехав вокруг стола, единорог остановился перед герцогом, а сопровождавший его рыцарь, вынув из лапы леопарда эту маргаритку, передал ее герцогу, сказав при этом остроумный каламбур, имевший отношение к принцессе и к цветку.
Подобный же рыцарский привет был высказан Маргарите, дочери Франциска I, когда, сочетавшись браком с Эммануилом-Филибертом Савойским, она прибыла на родину своего мужа. Только она ступила на Савойскую землю, как ей тотчас же поднесли от имени ее супруга изящную золотую, украшенную драгоценными камнями свадебную корзину, всю наполненную прелестными белыми маргаритками и обвязанную красивой розовой лентой с надписью: "Каждый цветок имеет свою прелесть, но если бы мне представили на выбор сразу тысячу цветов, то я все-таки выбрал бы маргаритку".
Король Франков - Людовик Благочестивый также ассоциировал этот цветок с именем своей жены Маргариты. Он велел сделать распятие, которое поместил в виде герба на своем перстне, и окружить его венком из маргариток и лилий. Так, перстень этот всегда напоминал монарху о Спасителе, Франции и его дорогой жене. С этой поры имя это сделалось среди принцесс любимым. Его носили герцогиня Анжуйская, мать Генриха VII, сестра Франциска I и другие. Мать итальянского короля Маргарита была чрезвычайно популярная среди народа благодаря своему сердечному отношению к беднякам и их детям. В связи с ее именем и этой ее любовью к простому люду, итальянский писатель, Паоло Мантегацца, написал даже сказку о происхождении маргаритки:
"Великое солнце ничто не любит так, как цветы, ни о чем так не заботится и ничто так не ласкает. И потому все растения в течение столетий всегда о чем-нибудь его да просили. Одни хотели быть крупнее, другие душистее, третьи желали иметь более красивые цветы... Только одно скромное растеньице, бледные белые цветочки которого, как звездочки, блестели на лугу, никогда не выражало никакого желания. Эта мысль пришла однажды на ум солнцу, и оно, остановившись перед растением, спросило его: довольно ли оно своей участью и не желает ли чего?
- Спасибо, - отвечало растение, - я чувствую себя вполне счастливо таким, каким создал меня Господь.
- Это прекрасно с твоей стороны, - сказало солнце, - но подумай, может быть, у тебя и найдется какое-либо желание, а мне очень хотелось бы его исполнить, если бы ты мне его выразила.
- В таком случае, позволь мне во всякое время года цвести. Я радуюсь, когда меня срывают дети и играют со мной: я так люблю детей.
- Пусть будет по-твоему, - отвечало солнце, - и так как ты среди всех цветов являешься единственным по своей скромности и походишь на жемчужину, то называйся отныне маргариткой.
Говоря это, солнце прикоснулось к ее цветам одним из своих лучей и оставило в середине желтый кружок как свою печать, а лепестки ее, разойдясь в стороны, образовали нечто вроде солнечного сияния.
Если гордые орхидеи, - говорит в заключении Мантегацца, - украшают собой царские вазы, если розы усыпают своими лепестками персидские ковры, то скромная маргаритка получает больше сердечных ласк, чем кто-либо, так как она живет среди народа и его детей, где радости реже, но зато сильнее, и где чувство нежности еще не стало посмешищем..."
Маргаритка изображалась на памятнике безвременно погибшей австрийской императрице Елизавете. Этот мраморный прекрасный памятник состоял из чарующего изваяния императрицы, над которым как бы сияет звезда, внизу постамента - тонущий корабль - символ ее внезапной гибели, а на цоколе - букет маргариток - символ доброты и сердечности покойной Елизаветы.
В песне шотландских бардов звучали слова о том, что маргаритка была принесена на землю рукой ангела, который посадил ее на могиле погибшего юноши. Один из бардов, оплакивая гибель в битве своего сына, говорит о том, что ангел взял звезду с неба и опустил ее на землю в том месте, где была погребена вся надежда родителей, и на этом месте вырос цветок-звездочка - маргаритка.
Маргаритки воспевали такие поэты и писатели как Чосер, Берне, Шекспир, Гюго и многие-многие другие. Художники изображали эти цветы на своих полотнах. Взгляните как великолепна богиня весны и цветов Флора на картине легендарного мастера Возрождения Сандро Боттичелли "Весна".
Один лишь раз в истории этому замечательному цветку грозила опасность - в Германии в 1739 году. Его, вместе с собачьей ромашкой, объявили ядовитым, и был отдан приказ уничтожать эти цветы везде, где они будут встречаться. Но, к великому счастью, то ли по причине того, что не очень рьяно принялись за истребление растения, то ли из-за необычайной жизненной силы, этот цветок не погиб и по сей день украшает своими жемчужинами поля и луга нашей планеты, клумбы и цветники наших садов.
Проходят годы, меняются времена, а маргаритка по-прежнему остается одним из любимых цветов, украшающих собой весенний сад. Не зря ей дано звучное имя "вечная красавица"…