Ареолом мистицизма, таинственности и загадочности была окружена фиалка трехцветная в средневековой Европе. Одни видели в этом цветке символ триединства Бога и называли его цветком святой Троицы. По их мнению, треугольник изображал три лица св. Троицы, а центральное пятно - всевидящее око Бога-Отца. Другие же усматривали в нем символ смерти, поскольку узор цветка по их мнению напоминал череп. В одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение цветка с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Поэтому, вероятно, белые анютины глазки потому в Северной Франции никогда никому не дарят и не делают из них букетов. Кстати, вероятнее всего, именно в связи с этим сходством узора цветка и человеческого черепа связано название, которое было дано цветку с XVI столетия - мысль, дума. По указу Людовика XV на герб прославленного в то время экономиста и врача Кене были помещены три цветка "pens?e" (мысль, дума) с надписью "глубокому мыслителю".
С древних времен анютиным глазкам приписывается свойство привораживать любовь. Считалось, что если объекту любви во время сна сбрызнуть веки соком этого цветка и дождаться его пробуждения, то он полюбит на веки. Не так давно еще в деревеньках Франции девушки гадали на свою судьбу, вращая цветок в пальцах и приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".
Анютины глазки стали для англичан оригинальным способом признаться в любви. В День всех влюбленных, 14 февраля, достаточно послать любимому человеку засушенный этот цветок и написать свое имя, чтобы открыться в своих чувствах, даже если до этого они скрывались. Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pens?e, цветок этот еще называют в Англии "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.
Но все перечисленные выше легенды и истории относятся не к тем прекрасным бархатным и атласным сортам Анютиных глазок, которые мы привыкли видеть сегодня, а к их скромным желтеньким и лиловым диким предшественникам.
Первая попытка сделать их садовыми цветами относится к началу XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же садовник принца Оранского Вандергрен вывел пять новых сортов.
Но первое существенное усовершенствование цветка сделал садовник англичанки леди Мери Бенет в 1819 году. Леди Мери Бенет, очень любившая эти цветы, украсила ими весь сад и всю террасу своего замка. Желая доставить ей удовольствие, садовник, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом, вскоре получилсиь те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.
В 30-е годы XIX столетия, обыкновенные анютины глазки начали скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили таким образом массу новых разновидностей, среди которых уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.
Такова история возникновения и развития замечательных цветочков, сегодня в обилии украшающих залитые солнцем клумбы, цветники и балконы - замечательных, трогательных, скромных Анютиных глазок.