Такое скромное с виду растение, как мирт, имеет блестящие листья, содержащие в себе эфирное масло, благодаря которому растение обрело широкую популярность и любовь разных народов мира. Любовь и слава, которыми всегда пользовалась мирта, настолько велики, что многие из красивейших и известнейших цветов могут позавидовать ей.
Древняя арабская легенда гласит, что растение это пришло к нам из тех далеких времен, когда наши согрешившие прародители уходили из рая. Для того, чтобы хотя бы что-то напоминало им о красоте рая, они взяли с собой ветвь миртового дерева, которая принялась и разрослась в великолепное миртовое дерево. Потому в древности мирта являлась символом райского счастья и надежды на повторное обретение Эдема по завершении земного странствия. Официальная версия сходится с легендой - доказывают, что растение произошло из Персии, где, собственно и считается, был расположен райский сад. Затем оттуда мирт перекочевал в Египет, о чем свидетельствуют многочисленные изображения дерева на памятниках времен фараонов и в изображении сцен, представляющих какие-либо торжественные процессии. Обычно в этих сценах все плачущие и идущие впереди шествия женщины несли в руках миртовые ветви. Древние иудеи почитали миртовую ветвь эмблемой мира. В праздники, посвященные исходу еврейского народа из Египта, существовали предписания, согласно которым жилища следовало украшать ветвями этого дерева. В эти семь праздничных дней иудеи должны были запасаться плодами добра - лимонами, пальмовыми ветками и ветвями плакучей ивы. Истолкование этих образов довольно мистично - они олицетворяют единение Бога с Его народом, где лимоны символизировали Творца, пальмовая ветка - духовное начало, ветвь мирта - небеса со звездным миром, населяющим их, плакучая же ива олицетворяла Землю со всеми ее жителями. В кусте мирта явился Захарии ангел, который сообщил о восстановлении Израильского царства, после чего ветвями этого растения предписали украшать в праздники скинию, а также применять их в религиозных обрядах. Также у иудеев существовал обычай украшать венками из мирта тела умерших, который поначалу входил в практику христиан, но впоследствии отвергнут отцами церкви как нехристианский. Также существовал обычай украшать миртовыми листьями головы невест, который долгое время сохранялся и в христианской среде, распространившись по всей Европе. Мирта была в особом почете и у древних греков. Они считали, что это растение выросло лишь по воле богини мудрости Минервы в знак сожаления и воспоминания о совершенном в гневе убийстве невинного существа. Легенда повествует: "Среди многочисленных нимф, населявших окрестности леса Афин, особенно нравилась Минерве красавица Мирсина. Она постоянно любовалась ею, бесконечно баловала ее и не могла на нее надышаться. Но любовь одной женщины к другой часто встречает себе опасного соперника в лице самолюбия. Так случилось и тут: ловкая, изящная в своих движениях Мирсина победила богиню в быстроте бега и борьбе. Самолюбие было задето, вспыхнула зависть, и богиня, забыв все, убила Мирсину. Опомнившись, она ужаснулась от содеянного ею преступления, и стала молить Зевса и других богов, чтобы они оставили ей хотя какое-нибудь воспоминание об ее дорогой, ненаглядной любимице. Боги сжалились, и из тела Мирсины выросло такое же изящное, как и она, деревцо - мирта. Увидев его, Минерва зарыдала и, обняв его руками, не хотела с ним более расставаться. Но напрасно она его обнимала, напрасно ласкала - чудная мирта оставалась лишь бездушным зеленым памятником, лишь горьким воспоминанием о прелестном погубленном ею создании". Вероятно, поэтому мирта не использовалась в ритуалах Минервы, а венки из этого растения подносились богине в исключительных случаях. Мирта посвящалась богине Афродите. Сказание повествует, что однажды, выходя из моря на остров Цитеру, богиня любви спряталась от преследовавшего ее фавна за миртовым деревом. Еще одно сказание гласит, что Афродита была увенчана миртовым венком во время знаменитого спора о том, кто из трех богинь - Афродита, Гера или Афина красивее. Благодаря этому венку, как говорит сказание, Парис и вручил яблоко Афродите, как красивейшей из богинь. Также богиня любви использовала ветвь мирты в качестве розги. Кроме празднеств Афродиты, мирта играла также большую роль и в Элевсинских торжествах в честь Цереры, Прозерпины и Вакха. В той части, где соединяли празднество в честь Цереры с празднеством Вакха, ею заменяли даже плющ - неотъемлемую составляющую всех торжеств в честь бога вина. На шестой день этих празднеств мальчика, носившего имя Якха, в торжественной процессии, несли на венке из мирт в храм Цереры, где его прославляли всю следующую ночь и воспевали в особом, составленном в его честь гимне. Здесь же, в святилище Элевсинского храма, несла миртовый венок на голове и Церера, и равно такими же венками были увенчаны и все принадлежавшие храму жрецы. Затем мирта была посвящена также и спутнице Венеры - Грации, статуи которой кроме розы и игральной кости (символов красоты и беззаботной юности), держали в руках еще и миртовую ветвь - символ чувственной любви.Мирта в иудейской культуре
Мирта у древних греков