Еще одно растение, с которым связаны красивые рождественские поверья и ритуалы - омела. Омела - это сакральное растение и с незапамятных времен она была в Европе объектом суеверного поклонения. Как следует из известного текста Плиния, ей, в частности, поклонялись друиды. Они считали это растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и защищать от зла. Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе. В древнеирландской письменности омела была знаком исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы - "дубовые ягоды" в русском языке, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.
Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Долгое время омела применялась как лекарство от эпилепсии. В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы. Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком дереве эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с использованием омелы недопустимо.
Особенно популярна омела в качестве рождественского растения в Европе. Каждый год европейцы покупают изящную веточку омелы и, принеся ее в дом, подвешивают где-нибудь повыше. Прекрасная традиция, связанная с этим растением - целоваться каждый раз, проходя под ним. Люди верят, что на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в домах любовь, здоровье и достаток. Омела (Viscum) - это вечнозеленое растение-полупаразит из подсемейства омеловых (Viscaceae). Естественно произрастает в Европе, Азии, Африке и Австралии. Самый распространенный вид в западной и южной Европе - омела белая (V. album), растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (V. coloratum Nakai), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя. Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору "хозяина". Омелы предпочитают "поселяться" на яблонях, хотя их можно увидеть и на других деревьях с более мягкой корой: боярышнике, дубе, тополе, липе, рябине, каштане, березе и даже на некоторых хвойных. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях.
Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Встретившись под омелой воины-враги, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество. В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).