От древних греков культ мирты перешел и к древним римлянам, которые ежегодно устраивая празднества в апреле в честь Венеры - богини любви и красоты, увенчивали свои головы венками из мирты. А поскольку в день свадьбы миртовые венки одевали на головы новобрачных, она еще обрела в Риме особое название - брачная мирта.
Эрато, муза эротической поэзии, носила миртовый венок. Таким же венком была украшена и голова бога брака - Гименея, которого всегда изображали в виде прелестного юноши с зажженным факелом в руке. Однако на алтарь покровительницы женщин - Доброй богини, при служении которой не должен был присутствовать ни один мужчина, возлагать мирту было строго воспрещено, так как растение это, по мнению римлян, представляло собою напоминание о чувственном наслаждении, представителями которого являлись Амур и Венера. Полагали, что и сама мирта обладает возбуждающим началом, вследствие чего она будто бы и была даже посвящена этим божествам.
По этой же причине римские подруги веселья - гетеры увенчивали 2 апреля, в день празднования весеннего праздника Венеры-Эрицины, статую ее миртами и розами, моля ее даровать им искусство привлекать.
Не пропускали этого месяца также и благородные римлянки. Выкупавшись в апреле под миртовыми деревьями и украсив себя их ветвями, они шли принести жертву Венере, моля ее сохранить им подольше молодость и красоту.
Кроме косметического применения, мирта в древнем мире имела еще и некоторое медицинское значение. Так, винный настой упомянутых плодов считался эликсиром здоровья и бодрости, им лечились обыкновенно в надежде на восстановление сил и возвращение здоровья раненые воины. Кроме того, молодые, нераспустившиеся еще ароматичные бутоны ее цветов употреблялись древними в особом приготовлении в качестве подкрепляющего желудок средства.
Храм Венеры-Эрицины в Риме находился внутри цирка, недалеко от Авентинского холма и был весь окружен миртовыми кустами и деревьями, вследствие чего Венера эта носила даже название "Мирции". Другое ее прозвище было Venus cloacina - Венера-очистительница, так как полагали, что мирта обладает очищающей силой, и потому, когда кончилась борьба за похищение сабинянок, то римляне и сабиняне, положив оружие, очистились курением из зажженных ветвей мирты.
Но мирта у римлян имела не только значение увенчивающего красоту талисмана, а играла немаловажную роль еще и в общественной жизни.
Ромул, как известно, по возведении его в божество получил название Квирина - от сабинского слова "квирин" - копье (в переносном значении - воин), и для него был воздвигнут храм. Но со временем храм этот превратился в развалины и оставался в таком виде до 306 года до н. э., когда наконец консул Луний Папирий Курсор восстановил его. Тогда на нем были помещены первые в Риме солнечные часы, а перед ними посажены два миртовых дерева, из которых одно должно было изображать патрициев, а другое - плебеев.
Посаженные близ такого высокочтимого храма, деревья эти стали для римлян священными. Они стали видеть в них что-то вдохновенное, божественное и твердо верили, что по ним можно всегда судить о перевесе той или другой партии. "Если, - говорили они, - патриции берут верх над плебеями, то их дерево растет роскошно, а дерево плебеев чахнет, а если плебеи побеждают, то их дерево разрастается, а патрицианское гибнет". Насколько подтверждалась их вера, не знаем, но говорят, что они с суеверным страхом и трепетом следили за их развитием.
Немалую роль играла мирта и в римских триумфах. Сплетенным из нее венком увенчивали римляне героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался "corona ovalis", от слова ovus - овца, так как при возложении его обыкновенно приносили богам в жертву овцу.
Как венчальное украшение мирта использовалась значительно раньше XVII столетия. Так, на вуалях невест XV и XVI столетий, на которых делались обыкновенно комеморативные надписи и которые хранятся в древних фамилиях как драгоценное наследие предков, можно видеть затканные надписи, окруженные венками из мирт. Сверх того, существует даже предание, что первой, носившей миртовый венок при венчании в 1583 году, была дочь Якова Фуггера, известного средневекового миллионера. Следовательно, приблизительно этот год и надо считать началом обычая украшать миртовыми венками невест в Германии.
Всеобщее, однако, употребление мирт в качестве венчального цветка произошло гораздо позже, и введение этого обычая шло, по-видимому, снизу вверх, так как от торговых людей, каким являлся Фуггер, он перешел сначала в дворянские, а затем уже и в княжеские семьи.
Насколько, однако, редко было еще это употребление даже и в XVIII столетии, ясно видно уже из того, что когда в 1760 году дочь городского старшины города Гальберштадта имела на голове в день венчания небольшой миртовый венок. Тогда это уже считалось чем-то особенным, благородным и аристократическим.
Что касается до вопроса, каким образом зародилcя этот обычай в Германии, то, по-видимому, он перешел сюда из Греции и с Востока, так как появился прежде всего в городах Нюренберге и Аугсбурге, имевших, как известно, в средние века тесные отношения с этими странами.
При английском дворе свадебный этот обычай был введен королевой Викторией, которая собственноручно посадила у себя в садах Осборна крошечную миртовую ветку, взятую из свадебного букета своей дочери. Веточка эта принялась, и когда разрослась в деревце, Виктория никогда не пропускала случая, чтобы не вложить хотя бы одну сорванную с нее ветку в подвенечный букет своих дочерей и внучек.
Большой любительницей мирты была также знаменитая французская драматическая актриса Рашель. Еще, будучи бедной еврейской девочкой и живя в чердачном помещении улицы Тампль в Париже, она тщательно ухаживала, как она пишет в своих записках, за маленькой мирточкой, которая, как ей казалось, должна была принести ей счастье. И счастье ей действительно улыбнулось: из безвестной маленькой актрисы она сделалась всемирной знаменитостью. Но и будучи окружена уже ореолом славы, она продолжала любить и лелеять это растение, крупные кусты и даже деревца которого всегда украшали все комнаты ее роскошного помещения и особенно ее будуар.
Мирт культивируется уже около 400 лет и за это время выведены многочисленные формы - с махровыми цветками, окаймленными и пестроокрашенными листьями. Высокие декоративные качества, фитонцидные свойства выделяемых листьями эфирных масел, неприхотливость позволяют сегодня рекомендовать это растение для оформления как жилых, так и общественных помещений. Побеги с густой красивой листвой можно использовать на срезку как декоративную зелень, которая не только украшает букет, но и придает ему приятный запах.
Как видим, уникальное, целебное и благовонное растение издавна было замечено людьми. Сегодня же эфирное масло, добываемое из коры и листьев дерева, находит широкое применение в медицине и парфюмерии.