Лавровое дерево - невысокое, изящное, с крупными листьями, небольшими цветочками, целебными плодами и издающее приятный необычный аромат с древних времен привлекало к себе человеческое внимание, побуждая слагать о нем красивые истории и легенды.
Одна из таких легенд повествует о златокудром Аполлоне, его верном друге гиацинте и речной нимфе Дафне. Гиацинт - сын царя Спарты и пламенный бог солнца Аполлон были лучшими друзьями и любили друг друга как братья. Но однажды, прекрасным солнечным днем они находились у реки, купаясь в ее водах, ловя стрекоз и соревнуясь в метании диска. Бог и человек вели себя вероятно слишком шумно, поскольку из воды вынырнула нимфа и попросила вести себя потише, сказав, что ее отец лег отдохнуть после обеда и они могут ему помешать. Обернувшись на оклик, златокудрый Аполлон остолбенел и выронил из руки диск, занесенный для броска, в воду. Дочь покровителя реки была настолько красива, что даже прекрасная Елена не смогла бы сравниться с ней в красоте.
- Красавица, кто ты такая? И кто твой отец? - спросил Аполлон.
- Мой отец - речной бог, а я - его дочь Дафна, - гордо отвечала нимфа.
- Дафна, прекраснейшая из прекрасных, я - бог света Аполлон. Выйди ко мне и раздели со мной мою любовь и царство, - предложил Аполлон нимфе.
В ответ на предложение влюбленного бога, Дафна тряхнула мокрой головой, украшенной локонами цвета речной воды и голова ее украсилась сверкающей короной из капель воды.
- Ты, рожденная повелительница, - воскликнул в восторге Аполлон, протянув Дафне руки.
- Ты горяч, как твое солнце, - Нимфа опустилась в воду, только белое, как молоко, лицо ее покачивалось над потоком, словно водяная лилия.
- Дафна, если ты не выйдешь ко мне, я кинусь к тебе! - воспылавший страстью Аполлон хотел броситься в реку.
- Постой, не баламуть воду, отец спит, разбудишь его раньше времени, он рассердится и поднимет на реке такие волны, что все лодки перевернутся, - остановила Дафна Аполлона, решив остудить огненную страсть юного бога.
Подняв со дна реки диск, девушка бросила его Аполлону и сказала, что полюбит того, кто дальше бросит диск трижды. Два лучших друга по насмешке судьбы в миг оказались соперниками. И хотя как ни старался Гиацинт поддаться своему влюбленному божественному приятелю, все же Аполлон был так взволнован и руки его так дрожали, что Гиацинт, даже не желая того, дважды бросил диск дальше чем аполлон. Третий раз разъяренный бог света запустил диск прямо в голову своему другу, лишив его жизни. Дафна была в ужасе от трагедии, случившейся по ее вине. Она исчезла в глубоких водах реки, а ночью вышла со своими подругами на место гибели невиновного Гиацинта, чтобы проводить его в последний путь. Когда девушки уже почти подошли к месту трагедии. Неожиданно из-за деревьев стремительно вышла фигура, еще издали обжигающая жаром.
- Бежим - крикнула Дафна - это Аполлон!
Девушка бросилась бежать изо всех сил и, обезумевшая от страха, побежала в сторону, противоположную реке - в поле. Обжигающий страстный бог света уже почти догнал несчастную Дафну, как вдруг в безнадежном ужасе она остановилась и призвала богиню судьбы, чтобы та превратила ее в лавр. Просьба нимфы была мгновенно исполнена, и перед жарким Аполлоном выросло прекрасное лавровое дерево. Уйдя ни с чем, все же Аполлон так и не смог избавиться от ревности и никогда больше не возвращался на место гибели своего друга, иначе бы он узнал, что там выросли цветы с резким запахом, как предсмертный крик о юной жизни жизни, которую так и не удалось прожить.
Еще одна легенда, повествующая о любви златокудрого Аполлона к прекрасной речной нимфе, Дафне, немного отличается по своему содержанию.
После победы над грозным чудищем Пифоном, Аполлон стоял над его бездыханным телом и был очень доволен собой. Вдруг он приметил Эрота, который натягивал свой золотой лук. С язвительной усмешкой сказал Аполлон Эроту, что ему ни к чему такое грозное оружие, как лук, поскольку в этом искусстве никто не сможет победить Аполлона. Эрот был оскорблен такой дерзостью и пообещал, что его стрела сразит и самого бога Света. С такими словами юный Эрот взлетел на вершину горы Парнас, откуда он метко прицелился в сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, а другой стрелой, убивающей любовь и вызывающей неприязнь, пронзил Эрот сердце дочери речного бога Пенея и богини земли Геи, очаровательной нимфы Дафны. Когда же Аполлон встретил и полюбил Дафну, то ее сердце, наоборот стало холодно к нему и облик прекрасного сына Зевса не вызывал в ней ничего, кроме неприязни. Когда Аполлон стал пылко признаваться Дафне в любви, приближаясь к ней все ближе, она бросилась бежать от него. Но влюбленный Аполлон, сраженный стрелой Эрота, летел за своей возлюбленной, вот-вот грозя настигнуть. Почувствовав, что силы оставляют ее, Дафна взмолилась своему отцу Пенею и матери Гее, с просьбой отнять у нее образ прекрасной девы, чтобы быть спасенной. Тотчас, как она произнесла эти слова, ее стройный стан покрылся корой, а протянутые к небу в мольбе руки превратились в ветви, а волосы обратились в листву.
Влюбленный Аполлон долго стоял перед деревом опечаленный. А затем сказал: "Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!