Взгляните на южные поля хлеба, и вы непременно увидите среди золотистых колосьев красные головки маков. А вот если взглянуть на северное поле ржи, то вы непременно встретите там прекрасный полевой цветочек - василек. Этот изумительный цветок всегда и везде сопутствует хлебу.
Так тесно связан василек с рожью по одной причине, что это - не растение наших лугов, а завезенное из Азии вместе с рожью, потому если где-нибудь на дороге и можно повстречать василек, то это является верной приметой того, что дорога эта ведет к хлебному полю, либо же здесь когда-то было хлебное поле.
Азиатское происхождение цветка и является следствием того, что ни одна из величайших цивилизаций древности - ни Египет, ни Греция не знали этого цветка, иначе они обязательно оставили бы о нем какую-нибудь красивую и поэтичную легенду… А вот древнеримская легенда о васильке говорит о том, что древний Рим все же знал этот цветок. В подтверждение этому существует такая легенда:
Жизнь одного прекрасного молодого юноши по имени Цианус стала проходить на полях с тех самых пор, как однажды он увидел василек. Все свое время проводил он на полях, усеянных васильками, то и дело сплетая из них венки, и не уходил с поля, пока на нем оставался хотя бы один синий цветок.
В подтверждение своей любви к этим цветам, юноша всегда носил одеяние такого же синего цвета, как и обожаемые им цветы. Флора была любимой богиней юноши, а из всех ее даров больше всех его привлекал именно василек. Закончилась жизнь Циануса на хлебном поле среди васильков, которые он собирал.
Именно там нашли его, уснувшего навеки, среди того, что было так дорого его сердцу. Флора же, в знак признательности за такую любовь к ее творению, решила превратить тело юноши в василек, после чего цветок и стал называться "цианус" (Cyanus).
Есть еще одна римская легенда, которая объясняет, почему васильки все время находятся среди хлебных злаков:
Гуляя однажды по хлебным полям и радуясь благодарности и благословению, которые люди возносили ей за них, богиня жатвы и земледелия, Церера, вдруг услышала голос, зовущий ее. Взглянув вниз, среди колосьев, она заметила грустные синие цветочки: "О Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну?
Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека".
Тогда в ответ прозвучали слова доброй богини: "Нет, милые мои дети, не для того я поместила вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-либо пользу человечеству; нет, ваше назначение гораздо выше, чем то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа - колосьев.
Поэтому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к земле, а, наоборот - вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх, на вечно синее небо - место пребывания божества.
По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтобы отличить вас как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам - верность.
Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь и заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее внимание. Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас венки, украсят ими свои головы или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь".
Слова заботливой и мудрой Цереры утешили васильков, и они были полны благодарности и радости от выпавшей на их долю великой миссии. Так и продолжают они ликующе цвести как пастыри среди множества волнующихся колосьев, говоря людям о благости и милости небес.
Скорее всего, что василек впервые появился в Европе в первом веке нашей эры, а точнее во времена Плиния старшего (37-79 г.г. н.э.) В то время рожь еще считалась тем злаком, который можно употреблять лишь в случае безысходности. Плиний сообщал также и о том, что во времена Александра Македонского цветок этот еще не был известен в Элладе. Сам же Плиний упоминал василек как цветок для плетения венков.
Замечательную старинную легенду о васильках находим мы у П. Мантегацца:
"Однажды небо упрекало растения одного хлебного поля в неблагодарности. "Все, - сказало оно, - что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение; только вы стоите, как окаменелые, и упорно молчите, хотя не кто иной, как я, наполняет ваши корни освежающим дождем и заставляет зреть золотистые зерна ваших золотистых колосьев".
"Мы нисколько не неблагодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю, твое дитя, вечно волнующимся и качающимся морем зелени, но мы не можем тебе иначе выразить нашей благодарности: у нас нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай нам его, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о нашей к тебе любви".
"Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете вознестись ко мне, так я сойду к вам".
И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудные синие цветочки, кусочки его самого. И с тех пор стебли хлебных злаков наклоняются при каждом дуновении ветерка к этим отпрыскам синего неба, ластятся к ним и нашептывают им нежные слова любви."
Немецкий поэт Глазер говорит:
"Синий василек!
Ты весело киваешь головкой
Среди колосьев жнецу,
Чтобы твои синие цветочки напоминали ему о небе…"
Научное название цветка Centaurea cyanus произошло от названия древнегреческого мифического существа кентавра, которое изображалось как лошадь с туловищем человека.
По мифу, один из кентавров по имени Хирон, который имел дар лечить травами различные болезни, понял, что сок василька имеет свойство заживлять раны. При помощи этого целебного сока он исцелил себя от раны, нанесенной ему Гераклом отравленной стрелой. Именно поэтому растение получило название Centaurea.
Вторая же часть названия "cyanus" означает "синий".
Полное научное название Centaurea cyanus было дано цветку только в XVIII веке Карлом Линнеем, который впервые конструктивно подошел к ботанической номенклатуре, и дал всем известным на то время растениям имена, соответствующие их историческим данным и ботаническим признакам. До этого васильки просто называли одни словом "цианус".
С давних времен считался василек одним из лучших цветов для плетения венков, и особенным спросом он начал пользоваться с XVI века. Популярность василька в это время настолько возросла, что некоторые садоводы даже начали разводить его в своих садах.
Прекрасный чистый и яркий синий цвет этого цветка приковывал к себе внимание. Не могли, конечно же, мистики, упустить из виду прекрасный цветок, и дали ему значение постоянства и верности.
Однако, учитывая свойство василька иногда менять оттенок на красноватый или беловатый, некоторые символисты стали считать его наоборот - символом непостоянства и изменчивости.
В трактатах "О значении цветов" того времени даже писались часто такие слова: "Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с такого рода колебанием, тот пусть носит васильки, так как цветы эти, будучи сини, веселы и обладая способностью переходить в белый цвет, не долго сохраняют свою основную окраску".