Кроме Германии, василек имел политическое значение еще во Франции и в Бельгии. Во Франции он является символом антисемитизма, а в Бельгии символом свободы.
В дни стачек бельгийские горнорабочие в 19 веке украшали себя васильками, свободомыслящие же бельгийцы украшают себя васильками в дни борьбы с клерикальной партией. Во Франции антисемиты прикрепляют к одежде цветок василька в дни своих собраний.
В Померании (провинции Германии), из-за того, что цветки василька покрыты беловатыми волосками, похожими на нити плесени, существовало поверье, что в комнате, где находятся васильки, плесневеет хлеб. Хотя в этом же местечке, отвар из васильков на воде считался прекрасным средством от воспаления глаз.
Стоит сказать, что свойство улучшать зрение издавна приписывалось отвару из васильков. В далекие времена Французская медицинская академия даже считала, что настоянные на снеговой воде васильки являются основным способом поддержать зрение, а сама настойка называлась "casse-lunettes", то есть "разбивающий очки". Русские знахари также практиковали лечение глаз васильковой водой.
Существовали верования, согласно которым василек, сорванный в праздник Тела и Крови Христовых, с корнем из земли останавливает носовое кровотечение, при условии держания его в руке, пока растение не согреется.
В некоторых местностях Германии существовало поверье для запугивания детей, чтобы они не ходили по хлебным полям и не топтали рожь. "Тех, кто рвет васильки, хватает ржаной козел и убивает рогами" - говорили взрослые детям. Иногда еще запугивали не ржаным козлом, а ржаным волком.
Это поверье очень старое, идущее еще из времен средневековья. Есть сведения, что во Франкфурте-на-Майне в 1343 году, на Васильковой улице был дом, который назывался "ржаной волк".
Поверье гласит, что в васильке живет некий леший, который во время жатвы нападает на ленивых жнецов или жниц и насылает на них болезнь. По этой причине, когда крестьянские девушки впервые идут на жатву, то их всегда предупреждают "Остерегайтесь, чтобы на вас не напал ржаной козел". Если же кто-то из девушек от жары или утомления заболеет, то говорили: "Ее ржаной козел зашиб".
Практически такое же поверье существовало в некоторых провинциях Франции, только там вместо козла - ржаной волк. Про ленивых рабочих и работниц говорили там, что в них засел волк.
Одно малороссийское сказание говорит о том, откуда произошло русское название цветка - василек. Согласно этому сказанию, у одной женщины был единственный сын по имени Василий, который был околдован и погублен русалкой.
Она увлекла юношу в поле, и в объятиях ее нашел он свою погибель. После смерти превратился Василий в красивый синий цветок, цветом своим напоминающий темную глубокую воду. С тех пор и стал цветок носить имя погибшего отрока.
В старинных русских обычаях, связанных с уборкой хлеба, василек часто играет
ведущую роль. Один из таких обычаев назывался "водить колос". Во время этого обычая, люди вместе идут на засеянные поля. Происходит это ближе к празднику Троицы, когда рожь уже начинает колоситься.
Молодые парни, девушки и женщины становятся попарно в два ряда лицом друг к другу, берясь за руки и образуя крест. Тогда маленькая девочка, украшенная васильками и лентами, начинает идти по скрещенным таким образом рукам как по мосту.
Пара, по рукам которой прошла девочка, тропится забежать вперед и стать в конце ряда. Таким образом, процессия движется до нивы.
Во время шествия процессия поет:
"Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу,
Уродися на лето
Рожь с овсом,
Со дикушей, со пшеницей".
Там, где растет рожь, девочку опускают на землю, она срывает несколько колосьев и бежит с ними в деревню и там бросает их возле церкви.
Было еще одно празднество в Малороссии, где василек играет тоже свою символическую роль. Называется это празднество "именинный сноп". Происходит оно в конце лета, когда рожь, ячмень и пшеница поспели.
Праздник заключается в том, что хозяйка с хлебом и солью, а также сретенской свечой в руках должна идти зажинать ниву. Первый пожатый сноп и называется "именинный".
Сноп этот хозяйка приносит в дом и ставит его у икон, где он остается до молотьбы. Обмолачивают сноп этот отдельно. Зерна, собранные с него относят в церковь и освящают. Затем, часть этих зерен перемешивают с семенами, которые оставили для засева полей на будущий год, а часть зерен сохраняют как целительное средство от различных болезней.
Однако этот же обычай в некоторых малороссийских уездах справляли немного по-другому.
Когда заканчивалась жатва, жницы обходили ниву, собирая оставшиеся колосья, и плели из них и васильков венок. Затем венок надевали на голову самой красивой девушки и, распевая песни, шли на хозяйский двор.
Перед всей процессией шествовал мальчик, который нес украшенный васильками и другими цветами именинный сноп.
Подойдя к воротам, начинали петь:
"Отопри, хозяин, новы ворота,
Несем веночек из чистого золота.
Ой, выйди, хозяин, хоть на крылечко,
Выкупи, выкупи золотой веночек,
Так как веночек этот обвит золотом".
Хозяин выходит на крыльцо, с хлебом-солью встречая жниц, угощая обедом и водкой.
Венок, который свит из последних колосьев и васильков, и сноп, который принес мальчик, передаются хозяину со словами "Дай Боже, чтоб и на тот год уродился хлеб".
Сноп и венок должны оставаться в переднем углу под образами до 6-го августа, дня Спаса Преображения. В этот праздник сноп и венок вносят в церковь и освящают вместе с хлебом, который испечен из новой ржи, также несут на освещение новые медовые соты, груши и яблоки.
Освященные зерна сохраняют до следующего посева.
В еще одной местности Малороссии первый сноп ставят поверх других снопов на воз. Воз этот сопровождают жницы, одна из которых несет венок из колосьев, а другая - букет из васильков и других полевых цветов.
Вот такой он - василек, цветок хлебных полей, очаровывающий своей красотой и способный влюбить в себя до беспамятства.