Kрасота изысканных драгоценностей, палитра самого искусного художника и нежность роскошного бархата не сравнятся с достоинствами этого чудесного цветка.
Ведь само название его — «ирис» — в переводе с греческого означает «радуга».
Утонченные символы красноречия
Ирисы известны человечеству не одну тысячу лет — древнейшее из их изображений было обнаружено на острове Крит среди росписи одного из величайших архитектурных и исторических памятников мира — Кносского дворца, выстроенного в конце третьего тысячелетия до нашей эры.
А жители Древнего Египта разводили ирисы уже в ХVI-ХV веках до нашей эры. И берега Нила пестрели нежным фиолетово-белым покрывалом из этих цветов.Бархатистые лепестки ириса, напоминающие язычки диковинных существ, стали причиной того, что египтяне считали это душистое чудо символом красноречия, способности изящно и полно осветить любую тему разговора в самых изысканных выражениях.
Арабы же считали ирисы цветами скорби и сажали их на могилах своих умерших близких. И роса, выступившая на изогнутых лепестках белых ирисов по утрам казалась слезами бога о тех, кто прервал свое земное существование.
Рожденные из радуги
Греки не меньше ценили очарование этого цветка. Они свяязывали его происхождение с богиней Иридой. Прекрасная жительница Олимпа была вестницей богов и сообщала людям волю олипийцев. Как по лестнице, сбегала она на Землю по радуге. Грациозны были ее движения, нежен голос, которым она сообщала людям благие вести. Но однажды радуга, соединяющая Олимп с грешными земными просторами, рухнула, а там, куда упали ее разноцветные осколки, выросли прекрасные цветы. По другой версии ирисы — капельки радуги, вылетевшие из-под ног сбегающей на Землю богини-вестницы. Возможно, именно поэтому ирисы обладают тремястами оттенками цвета, а их лепестки сложены так, будто собираются сообщить всему миру волю богов. Греки считают эти цветы символами удачи, мира, божественной помощи и называют связующим звеном между Землей и Небом. Имя же этим цветам дал великий Гиппократ — легендарный врачеватель и естествоиспытатель.
Не последний на пышном пиру
Оценили прелесть ириса и жители Римской империи. Но, будучи более практичными, они ценили этот цветок не только за его бесспорную красоту, но и за нежный как дыхание южного ветерка аромат.
Ценился не только запах самого ириса, но и аромат его корня. На пирах римляне угощали друг друга кубками с вином, в которых был цветок ириса. Вино приобретало оригинальный привкус и аромат, а нежные лепестки, колыхающиеся над винной поверхностью, служили настоящим украшением.
Часто корень ириса использовали и для приготовления выпечки. А в наши дни он входит в число ингредиентов для элитных линий парфюмерных изделий.
Сердце Святой Богородицы
Средневековье имело свой взгляд на ирис. Этот цветок считался символом сердца Святой Девы Марии, являя собой ее страдания и любовь. Поэтому нет ничего удивительного, что он был одним из самых популярных цветов у садовников монастырских садов. Три алых ириса выбрал своим знаком легендарный кардинал Фарнезе, живший в 17 веке. Пользовался любовью ирис и у владельцев мрачных замков, возле которых этих детей радуги высаживали сотнями. Но то место, где цвели ирисы, уже невозможно было назвать мрачным.
Геральдический цветок
Ирис прославился еще и тем, что был изображен на гербе Флоренции. Недаром Александр Блок писал: «Флоренция, ты ирис нежный!» Само название этого города — «Флоренция» — по-латински означает «цветущая». По свидетельствам того времени, Флоренция поражала обилием плантаций белого ириса. Это был город мечты, город цветов и город парфюмеров. Ирис неразрывно связан с искусством парфюмерии — модники того времени просто обожали сухие духи и различные парфюмерные средства, при производстве которых использовался корень этого цветка.
Но вернемся к участию ириса в геральдических перепетиях. Нередко ирис называли «мечевой лилией» (это название придумали в Германии) и поэтому иногда ему даже приписывалась роль знаменитой «fleur-de-lys» — французской геральдической лилии.
Соперник лилии
В качестве соперника лилии ирис выступает и в искусстве. На картинах ранних фламандцев ирисы наравне с лилиями фигурируют рядом с изображениями Царицы Небесной. Пример тому — картина Рогира ван дер Вейдена «Мадонна со святыми». А художники итальянского Возрождения охотно рисовали ирисы в руках богатых горожанок, что символизировало благочестие и утонченность последних. Особенной популярностью пользовался белый ирис.
Не утратил ирис своей привлекательности и для художников последующих столетий. Вспомним знаменитый «Белый ирис», написанный нашим великим соотечественником Михаилом Врубелем в конце XIX века. А легендарный Клод Моне даже самолично выращивал ирисы!
Ирис — прекрасный цветок, испокон веков символизировавший связь между Землей и Небом. В наши дни он является не только завсегдатаем клумб и оранжерей. Он относится и к числу самых популярных цветов для букета.