На форуме: 06 апреля 2008
Город: Киев
Сообщений: 16381
Поблагодарил(а) : 453
Поблагодарили 376 раз(а) в 376 сообщениях
Из ленты на Фейсбук:
Вольф Кицес
Я читал курс экологии города для студентов МНЭПУ, специализирующихся в области охраны природы. Каждый раз спрашиваешь новую группу: «Кто из вас озабочен экологической обстановкой в Москве?» Все тянут руки. Они действительно озабочены: о «плохой экологии» они могут говорить много и часто. Дальше просишь взять листок бумаги и написать пять пунктов – какие конкретно факторы жизни в г.Москве напрягают Вас больше всего? (и проранжировать – что всего неприятней в первую очередь, что во вторую и пр.). Тут все пишу только социальные проблемы – давка в транспорте, обилие бомжей в метро, грубость и беготня сограждан и пр. «Экологию» никто не вспоминает, разве что 1-2 человека из группы, которые волей случая стали активистами Гринпис России или какой-то такой же организации, напишут про уничтожение городских парков или загрязнённый воздух.
Что отсюда следует? Что человек – существо социальное и политическое, и его внимание заострено именно и только на социальные взаимодействия и общественные проблемы, проявляющиеся в контактах между людьми. Проблем состояния среды (а тем более разрушения природы) люди упорно «не замечают» даже в случае, если расплачиваются за это болезнями, неудобствами, ухудшением качества жизни и поэтому не отреагируют в деятельности.
Хороший пример такой «слепоты» - реакция лондонцев на страшный смог 5-9 декабря 1952. Важно подчеркнуть, что, хотя смог ухудшал видимость, проникал в помещения, и заставил носить маски, горожан это не обеспокоило. Его губительность обнаружилась a posteriori – когда медицинские служьбы посчитали число смертей среди сердечных больных, стариков и др. уязвимых групп. Иными словами, без специальных знаний люди «слепы» к негативным изменениям экологической ситуации, даже к представляющим прямую угрозу им лично (здесь применима аналогия с нечувствительностью к воздействию радиации), а тем более к угрожающим дикой природе.
Для начала обязательно надо учить в младших классах обращать внимание на состояние природы вокруг, чтобы возможность контакта с элементами дикой природы (хотя бы в городском парке) стала такой же составляющей цивилизованного уровня жизни в городе, как некогда горячая вода, канализация и телефон. Отдельный вопрос – как научить городских детей отслеживать разнообразие травок, птиц, вообще биоты (среды)также внимательно, как они отслеживают разнообразие марок машин, типы домов и т.п. элементы городской среды. К разнообразию природной среды они «слепнут» уже в первых трёх классах школы