Педиокактусы неохотно растут как в природе, так и в коллекциях, но на местах обитания наблюдались экземпляры, которым 20-25 лет. Годовой прирост стеблей составляет 3-4 мм, но этим «тугодумам» не мешает закладывать ежегодно цветочные почки в период зимней стагнации, которые быстро развиваются с приходом весеннего тепла и с первыми поливками.
Капризная корневая система педиокактусов может преподнести сюрпризы в самый неожиданный момент, как в период стагнации, так и во время вегетации. Потеря корней не восстанавливается в большинстве попыток при повторном укоренении и остается только метод прививки сохранившейся здоровой части стебля. Для сеянцев опытные любители применяют также метод «скрытой прививки», когда в возрасте 2-3-х месяцев проводят их прививку на равные по размерам сеянцы эхиноцереусов или опунций, отличающихся холодостойкостью и более устойчивыми корнями. При этом привои растут значительно быстрее, не теряя своего природного вида. Со временем подвои усыхают и древеснеют, сохраняя, в большинстве случаев, энергию проводящих каналов питания привитых растений. Теперь подвои заглубляют в слой мелкого гравия, ставя подросшие педиокактусы как бы на свои корни. Технология посевов также имеет свои тонкости. Многие кактусоводы проводят стратификацию семян перед посевом, выдерживанием их в течение 2-3 недель при близкой к 0 градусов температуре в холодильнике или выставляя замоченные плошки с семенами на открытый воздух ранней весной, где они промерзают во время ночных заморозков и оттаивают в дневные часы. Уже при среднесуточной температуре, близкой к 10 градусов Цельсия, семена могут активно прорастать. Трудности выращивания педиокактусов не повлияли на их статус элитных растений, а присутствие в коллекциях здоровых цветущих экземпляров говорит об умении и опыте их хозяина.
Почти век педиокактусы жили спокойно в родовом имении, отведенном им системой классификации растений, но ученые. Занимающиеся вопросами систематики, постоянно находятся в состоянии «поиска» и просто не могут работать без стремления к перетасовке на родовом и видовом уровнях. Не избежал этой участи и род Педиокактус, когда при очередном пересмотре системы границы рода были нарушены и в его владения поместили ранее автономные Навахоа (Navajoa Croizat, 1943 г.) и монотипные роды Пилокантус (Pilocanthus Bens. & Backbg., 1957 г.), а также Ютая (Utahia Br. & R., 1922 г.), который до сих пор стремится принадлежать склерокактусам (Sclerocactus Br. & R. , 1922 г.). что до монотипных родов, то с этим можно смириться. Но никак нельзя с родом Навахоа, названным в честь исторически знаменитой индейской народности Навахо (местное название «Навахо – кактус» и, главное, по редким отличиям внешности вида растений этого рода от педиокактусов. Конечно же, в настоящее время, когда к услугам ученых-систематиков самые новые достижения науки и техники, включая анализ ДНК на генетическом уровне и сканирующие микроскопы, можно делать любые предположения и заключения, но должен быть предел. Тем более что «не просвещенные» рядовые любители всегда будут отдавать предпочтение узнаваемости растений по их внешнему виду и морфологическому подобию его отдельных характеристик. Исключенный из ботанической номенклатуры род Навахоа и его виды менее трудны в культуре по сравнению с педиокактусами, хотя их тоже предпочитают прививать для ускорения роста и избегания вечного беспокойства о состоянии корневой системы, чувствительной как к переувлажнению, так и к пересушиванию.
Ареал распространения примкнувших к педиокактусам навахо ограничен штатом Аризона между руслами рек Колорадо и Литл-Колорадо, где они произрастают, большей частью, в крутостенных каньонах, редко выходя на равнинные плато. Навахо – мастера камуфляжа искусно прячутся в зарослях грама-травы, а их мощные изогнутые колючки часто принимают за засохшие ее стебли.
Монотипный род пилокантус, став педиокактусами наполнил его своим единственным видом P. paradinei, произрастающим на плато Кайбаб среди хвойного редколесья, часто крупными колониями. На том же плато, но уже ближе к штату Юта, на открытых пространствах почти вертикальных склонов подвергшихся эрозии гипсов умудряется выживать местный эндемик – Ютайя силери (Utahia sileri), теперь П. силери – один из самых густооколюченных видов педиокактусов, редко встречаемый в культуре на своих корнях. Выращивая в коллекциях педиокактусы и виды примкнувших к ним родов, следует помнить о редкости этих растений, строгих мерах по их защите и сохранении в природе, чтобы они долго радовали своим видом и цветением не одно поколение любителей кактусов.