Разнообразные по внешнему виду и окраске эпидермиса стебли и листья суккулентов предоставляют дизайнерам широкие возможности по составлению ландшафтных и миниатюрных декоративных композиций. Природа сама, без участия человека сотворила в высокогорных пустынях Америки немало прекрасных пейзажей, основной компонент которых составляют кактусы и другие суккуленты.
Незабываемое впечатление на очевидцев производят живописные россыпи копьяпоа (Copiapoa) в чилийской Продольной долине; плантации столбовидных эспостоа (Espostoa) в долине реки Чамайя (Перу), опушение которых напоминает налипшие хлопья только что выпавшего снега; уникальное скопление агав (Agave victoria-reginae) в каньоне Уастека, знаменитая "Долина старцев" (Барранка-де-Венадос) в отрогах Восточной Сьерры-Мадре, где собраны тысячи стволов седоволосых цефалоцереусов (Cephalocereus senilis); бесчисленные многорукие колонны карнегий (Carnegiеa gigantea)
в заповедной "Долине Сагуаро" (Saguaro Valley) аризонской пустыни Хила, которую часто называют Выставочным залом природы и другие, не менее зрелищные ландшафтные природные пейзажи, а также высокодекоративные миниатюры не только Америки, но и африканского континента.
Человек издавна ценил декоративность суккулентов как материала для ландшафтного дизайна. Практически в каждом ботаническом саду мира можно встретить каменистые горки - рокарии, где в живописном сочетании высажены различные виды суккулентов. Для субтропического пояса это, как правило, открытые участки садов, для более "холодных" широт - участки закрытых оранжерей или миниатюрные композиции в горшечной культуре. Следуя своему эстетическому вкусу и дизайнерским способностям многие любители, коллекционирующие суккуленты, занимаются составлением таких композиций. Если Природа спонтанно, не задумываясь над результатами своих трудов, подчас создает свои ландшафтные шедевры, то человек постоянно должен следовать определенным правилам при достижении поставленной цели и в связи с ее особенностями.
Подборка растений зависит от уровня светового потока. На открытых солнцу местах расположения кроме декоративных свойств следует учитывать способность видов выдерживать прямой солнечный свет, отсутствие защиты от атмосферных осадков и резких порывов ветра. Поэтому субстрат в этом случае должен быть максимально пористым, чтобы вода не удерживалась надолго в его толще. Малогабаритные растения лучше засаживать в решетчатых горшках с более плотным субстратом, столбовидные крупномеры защищать декоративными подпорками или обломками камней от возможного выворачивания при сильных ветрах, постоянно делать подрезку динамично разрастающихся листовых суккулентов или производить их замену более молодыми экземплярами. Поливки таких рокариев нужно соотносить с интенсивностью и частотой выпадающих дождей при обязательном предоставлении растениям "сухого содержания" на 2-3 недели летом при отсутствии атмосферных осадков. В условиях мягких зим, когда заморозки случаются как исключительное явление, а светлое время суток естественным путем сокращается, поливку открытых рокариев резко сокращают по частоте и объемам или прекращают совсем, предоставляя это дело самой природе. При этом стебли кактусов могут терять свой тургор и морщиться, а листовые суккуленты слегка увядать, что полностью восстанавливается при возобновлении поливок с приходом весны.
Рокарии, расположенные в местах, периодически притеняемых окружающими их деревьями, менее критичны к подборке растений, хотя уровень освещенности должен быть достаточным для видов, склонных к этиолированию верхушек стеблей или измельчанию листьев с побледнением их окраски. Объем искусственных поливок может быть сокращен, а в остальном требования аналогичны открытым рокариям.
Закрытые, потому что находятся в центре оранжерейных помещений с круговым, как правило, осмотром. Субстрат в этом случае может быть более плотным, поливки производятся по мере его просыхания, уровень естественной освещенности должен быть достаточным для нормального формирования стеблей и листьев. Оформление горок зависит от художественного вкуса автора и требует от него при уходе постоянной подрезки или подмены отдельных лиственных суккулентов, соблюдение периода "сухого содержания" и возможного перемещения растений для исключения их взаимного затенения. Такие горки должны быть снабжены природным дренажным устройством для естественного оттока избыточной воды и бордюрами для предотвращения "сползания" субстрата.
Миниатюрные композиции из суккулентов, помещенных в неглубокие, художественно оформленные пластмассовые или керамические плошки, представляют большой интерес для дизайнеров и имеют повышенный спрос у покупателей. Для таких композиций используют миниатюрные виды кактусов и других суккулентов или, реже, молодые экземпляры крупномеров. Подборка растений для составления композиций требует от их авторов не только получения зрелищного эффекта, но и знания совместимости видов при их дальнейшем содержании в общей плошке. Это относится к составлению универсальной земляной смеси (субстрата), усреднению требований различных видов к освещению, частоте поливок, стойкости к зимнему "сухому" периоду и т.д. В первое время композиция соответствует художественному вкусу ее составителя, но в дальнейшем, из-за разницы в динамике роста отдельных видов, происходит нарушение задуманной автором "картины". Поэтому композиции требуют от владельца постоянного ухода: подрезки не в меру разросшихся листовых суккулентов, удаления отмерших стеблей, перепланировки теснящих друг друга экземпляров и т.п. При правильном и продуманном уходе композиции в горшечной культуре могут долгое время радовать глаз своим внешним видом.
Когда мы говорим о Природе, как ландшафтном дизайнере, то подразумеваем, что ее творения созданы на десятилетия и разрушить их облик могут лишь стихийные бедствия или варварское вмешательство человека. Садовые открытые или оранжерейные рокарии тоже создаются с целью их долгого содержания, но они предполагают плановое обслуживание человеком, отводя ему роль то своего рода парикмахера, то визажиста. Рокарии позволяют производить не только частичную замену растений, но и их перепланировку при достижении определенного возраста. Что до декоративных композиций в горшечной культуре, то цель их создания становится важным фактором. Для быстрой реализации можно поместить в одну плошку совершенно различные по содержанию растения и такая плошка будет иметь высокодекоративный и здоровый вид, но недолгое время. На совести автора композиции будет лежать заболевание отдельных экземпляров, их угнетенный вид и даже гибель. Такие "творения" требуют незамедлительной рассадки растений с учетом их индивидуальных потребностей. Композиции же, составленные грамотным автором, могут радовать глаз в течение нескольких лет, но в конце концов тоже подлежат рассаживанию чрезмерно выросших растений.