Конофитумы приобретают все большую популярность среди коллекционеров суперсуккулентов Африки и, наряду с Литопсами (Lithops), продолжают быть предметом непрекращающихся поисков в природных условиях и бесконечных споров по поводу их систематики.
Наиболее объемный материал по упорядочению конофитумов представлен Стивеном Хаммером (Hammer, Steven A.) в его монографии «Конограф» («The Cenus Conophytum – A Conograph») и вышедшем вслед за ним расширенным и уточненным изданием под названием «Dumpling and His Wife: New Views of the Genus Conophytum» (2002 г.). И если перевод названия после двоеточия не вызывает сомнения и звучит как «Новые взгляды на род Конофитум», то до двоеточия – затруднен, если не знать склонности Стивена к метафорам и неожиданным сравнениям. «Dampling» с англ. переводится как «клёцка», «печеное в тесте яблоко» или «коротышка» (карлик). Последнее ближе всего подходит к конофитумам, а далее… Есть у англичан также шутливое выражение: «All the world and his wife», которое переводится как «весь свет, всё без исключения». Поэтому Стивен использовал эту метафору в названии своего труда, и оно должно переводиться как «В мире «карликов» («Весь мир «карликов») Новые взгляды на род Конофитум».
Сравнение конофитумов из-за их размеров с карликами (коротышками) – не придумано Хаммером. Приоритет в этом принадлежит А. Хоуэрту (Haworth, Adrian Harde), употребившему в 1803 году термин «dampling» при описании Mesembryanthemum obcordellum, который в 1922 году, как и многие карликовые виды мезембриантемумов, был переведен Н.Э. Брауном (Braun, Nicholas Edward) в созданный им род Конофитум. Род насчитывает около 100 видов, а в купе с их подвидами, разновидностями и формами – намного больше.
Поразительно то, что в наши дни род продолжает пополняться «новыми» видами сомнительного происхождения и юридического статуса. Но одним из наиболее типичных конофитумов со столетней историей и стойкой репутацией является описанный в 1906 году Марлотом (Marloth) Conophytum bilibum. Видовой эпитет происходит от лат. bi – приставки, обозначающей двойной, парный и греч. Λoβοξ – доля, что соответствует раздвоению тела большинства конофитумов с возрастом.
С «подачи» С. Хаммера «чистый» C. bilobum дополнен тремя подвидами и тремя разновидностями. «Билобумы» - легко узнаваемые растения среди конофитумов. Они имеют самые крупные в роду цветки, а их листовые пары, нераздельные у основания, имеют вид цилиндра. Так как пары очень вариабельны по размерам, текстуре, цвету, штрихам или пятнам на эпидермисе, то идентификация вида затруднена, тем более что C. bilobum охотно кустится, не имеет стеблей, хотя у взрослых растений они могут появиться, тщательно скрываемые более молодыми приростами.
Обертки листовых пар бумажистые или кожистой структуры, неохотно сбрасываются при линьке растений и образовании «новорожденных» пар. Обертки окрашены в коричневатые тона и покрыты с различной плотностью пятнами от выхода танинов. Листовые пары в большинстве имеют обратнояйцевидную форму, сплюснутую с боков в зоне образования килей, вершина которых часто окрашена в красные тона. Цвет самих листовых пар может быть беловато- или желтовато-зеленым, а при избытке освещения приобретает грязно-розовый или коричневатый оттенок. Эпидермис глянцевый, или покрытый различной формы сосочками, делающими его вельветоподобным. Наибольшую интенсивность сосочки имеют в зоне щели, которая может быть слегка или широко раскрытой и окаймленной припухлыми оконцами. Пятна на эпидермисе отсутствуют, или образуют хаотический рисунок. Цветки, как правило, имеют желтый цвет, но в виде исключения могут быть розоватыми. Плоды разделены на 4-7 камер, коричневые и с возрастом древеснеют. Семена многочисленные, шероховатые, коричневого цвета. Сеянцы долго сохраняют ювенильную стадию и цветение наступает только через 2-3 года.