Суккулентный род Gasteria Duv. описан 200 лет тому назад французским врачом А. Дювалем (Duval, Henri Auguste) и назван им по местному утолщению одного из отделов кишечника животных (кому, как ни врачу, знать это) от греч. γαστέρα (gastera) – сычуг или γαστηρ (gastir) – пузо. Очевидно, Дюваль усмотрел подобие цветков гастерий, утолщенных в части, прилегающей к цветоножкам, вздутию в области живота.
Это «врачебное» название рода ни разу не изменилось, хотя по форме цветки большинства видов ближе всего походят на миниатюрные воздушные шарики, из которых не до конца выпустили воздух. Сомкнутые лепестки цветков гастерий приоткрываются лишь настолько, чтоб обеспечивать выход генеративным органам в надежде на опыление. Тонкий цветонос, на котором «крепятся» головками вниз многочисленные цветки не более 3 см длиной, может достигать 20 см и часто склоняется под их нагрузкой.
В плане классификации род Gasteria очень неустойчив и часто его виды относили то к роду Аloe L., то к роду Haworthia Duv., описанному также Дювалем. Происходило это потому, что гастерии склонны к гибридизации не только на межвидовом уровне своего рода, а и к «внебрачным» связям с представителями близких им родов. В природных условиях процесс гибридизации носит внеплановый, случайный характер, что в конечном итоге, значительно затрудняет классификацию растений.
Готовность гастерий к гибридизации служит поводом для направленного опыления растений в коллекциях, как на внутривидовом, так и на межродовом уровне с целью получения эффектных форм и устойчивых гибридов со статусом таких родов, как род x Gastrolea E. Walth. – гибрид гастерий с алое, или род x Gasterhaworthia Guill. – гибрид с представителями знатного рода Хавортия.
Гастерии относятся к популярным в культуре суккулентным растениям. Неприхотливость к среде содержания позволяет выращивать их как в полутени, так и на открытых солнцу местах. Гастерии хорошо переносят как длительное отсутствие поливок, так и постоянную влажность воздуха. Конечно же, в зимний период они содержатся всухую, а температура окружающей среды может опускаться ненадолго даже до 0оС. Субстрат должен быть пористым и состоять из стандартной промышленной земляной смеси с придонным дренажом горшков и примесью перлита (вермикулита).
Родина гастерий – Южная Африка, где они произрастают чаще всего среди кустарниковых зарослей и, реже – на открытых местах, где листья растений меняют под воздействием солнечных лучей свой темно-зеленый цвет на буровато-коричневый. Взрослые гастерии, как в природе, так и в коллекциях образуют розетки мясистых, треугольной или лопатковидной формы листьев. Их количество, в зависимости от вида, может колебаться от трех до 15-ти. Поверхность листьев испещрена пятнами различной формы, собранными в поперечные полосы более светлой, по сравнению с цветом листьев, окраски. Как правило, поверхность листьев гладкая, но иногда их орнамент имеет заметную выпуклость. Род Gasteria содержит как коротколистные, так и длиннолистные виды, у которых размеры листьев могут достигать 30 см в длину.
Особенно ценятся вариегатные формы гастерий, когда отсутствие хлорофилла может охватывать различную площадь листьев. «Цветные» формы не требуют прививок и содержатся наравне с нормальными растениями.
Взрослые экземпляры гастерий часто образуют прикорневые побеги, которые со временем приобретают вид маточного растения и становятся на собственные корни. Отделение побегов с уже готовыми корнями является одним из способов вегетативного размножения гастерий. Размножать их можно укоренением отдельно взятого листа и даже его части. Выращивание растений из семян не представляет труда. Гастерии производят много семян, которые, после сбора и очистки, высевают в земляную смесь, наполовину состоящую из мелкой крошки вермикулита или перлита. Всходы появляются дружно и, при постоянном увлажнении субстрата посевных плошек с периодической подкормкой удобрениями, сеянцы могут развиваться круглогодично.
Специализированные коллекции гастерий выглядят привлекательными, благодаря разнообразию разложистых листьев розеток и их орнамента. Цветение растений не вызывает зрительного удовольствия своей скромностью, но говорит о благополучии гастерий и их правильном содержании.