Род Conophytum N.E.Br. был описан H.Э. Брауном в 1922 году, но еще задолго до официального признания рода все, относящиеся к нему растения, интересовали и удивляли как многонациональных европейских «покровителей» африканских земель, так и профессиональных исследователей флоры этого континента. Акварель, изображающая цветущие группы конофитумов прибрежных скалах осенью в Намакваленде (Западная Капская провинция, ЮАР), была обнаружена среди рисунков немецкого художника Хендрика Клавдия (H. Klaudius, 1655-1697 гг.).
И по сей день эти короткостебельные суперсуккуленты удивляют всех своей формой и способом жизни в далеко не благоприятных природных условиях.
Какие только имена не дают конофитумам местные жители и те, кто впервые видит эти причудливые творения природы: кнопки, пельмени, пальчики, пуговки, копытца, клёцки, орешки, бусинки, карлики и коротышки.
Конофитумы, как и литопсы, вовлекают людей в свой необычный, но захватывающий мир чередованием странных годичных циклов, узорчатостью окрасок, многообразием рисунчатых или ворсистых нарядов эпидермиса; мир удивительного цветения, запахов и неожиданных загадок в поведении растений; мир, которому подчас трудно найти определение.
Основной загадкой конофитумов является ежегодное омолаживание растений путем усыхания и отмирания листовых пар в конце вегетационного периода и появления из их толщи молодых тел, долгое время хранящих останки своих родителей в виде защитной обертки.
Этот годичный цикл генетически закреплен, и он не нарушается при переносе растений из южного полушария в северное. Безусловно, такой образ жизни связан с природными условиями ареала распространения конофитумов, ограниченного областями Капской провинции и юга Намибии, где преобладающее количество осадков приходится на зимний период (годовое количество осадков в местах обитания этих растений составляет менее 300 мм, но все эти осадки выпадают зимой). В тех местах, где дожди выпадают летом, конофитумы не растут и поэтому невосприимчивы к случайным осадкам в летние месяцы в отдельных районах произрастания. Они могут впитывать влагу, но это не приводит к началу вегетации. И только с сокращением длины светового времени суток и понижением температуры, что приходится на начало осени, конофитумы пробуждаются, и из груды отживших листовых пар появляются новые, готовые к цветению тела. Причем часто цветки опережают выход на свободу новорожденных листовых пар.
Интенсивная вегетация продолжается всю осень и часть зимних месяцев. К концу зимы осадки в форме грозовых дождей прекращаются и вместе с ними исчезают росы и дневные туманы. Дни становятся заметно длиннее, ночи – короче, суточные температуры повышаются, и листовые пары конофитумов начинают морщиться и постепенно увядать. Растения готовятся к длительному состоянию покоя до конца лета и лишь в самой глубине отживших свое время листьев начинают зарождаться новые тела. Крошечные листовые пары конофитумов постоянно ищут защиту от обжигающих солнечных лучей. Этому служит долгоживущая собственная обертка, произрастание на более прохладных северных или восточных склонах, а также притенение более крупными растениями в данной местности.
На открытых местах конофитумы часто втягиваются в грунт или прячутся в расселинах, куда попадает небольшое количество прямых лучей. Они защищают корни от перегрева, а сами растения становятся недостижимыми для прожорливых животных.
Некоторые виды конофитумов широко распространены и очень вариабельны, другие – встречаются порой в единственной колонии площадью несколько квадратных метров. Даже в соседствующих популяциях иногда можно встретить растения, отличающиеся по внешнему виду, по фазам цветения и окраске цветков.
Продолжение следует…