В огромном по составу подсемействе Мезембриантемовые из ярко-выраженных суккулентных растений семейства Аизовые, наиболее распространенными в коллекциях являются представители родов Lithops N.E.Br. и Conophytum N.E.Br.. Но есть здесь и менее многочисленный по видовому составу род Gibbaeum, изначально описанный все тем же Н.Э. Брауном (Brown, Nicholas Edward) в 1931 году.
Название этого рода происходит от лат. gibba – горб, что характеризует шишковидное строение листовых бесстебельных пар большинства видов гиббеумов, хотя 2–3 вида с неустойчивым родовым статусом (например, G. haagei) имеют удлиненные лопатковидные, широко раскрытые листовые пары.
Немало различных слов было истрачено на описание видовых «потребностей» гиббеумов, хотя, в целом, они просты и устойчивы в культутре. Как и все выходцы из южно-африканских областей, гиббеумы сохраняют свою генетически заложенную память годичных циклов – интенсивно вегетируют в наш зимний период и ни один вид не растет летом, что накладывает определенные требования к содержанию и, главное, к частоте поливок.
Видовой состав можно разделить на две группы: те, что цветут перед зимним солнцестоянием и те, что цветут после него. В любом случае с началом увеличения светлого времени суток ряд видов закладывает цветочные почки и требует осторожного увлажнения субстрата, чтобы стимулировать развитие цветков. Такие виды, как самый распространенный G. album, G. pilosulum и подобные им цветут зимой, G. heathii – весной, а «клан» G. velutinum цветет осенью. Знание времени цветения гиббеумов определяет частоту и объем поливок.
Гиббеумы, как и большинство шаровидных суперсуккулентов, «линяют», ежегодно обновляя свои листовые пары. Это происходит весной в конце вегетативного периода. Виды, не покрытые быстро разлагающейся оберткой отживших листовых пар, требуют незначительного увлажнения субстрата, чтобы предотвратить сморщивание новорожденных листовых пар. Виды же, покрытые временной оберткой, вообще не нуждаются в уходе и с весны до осени находятся в «упаковке», требуя лишь редкого опрыскивания. Такие виды бывает трудно «уговорить» своевременно сбросить отмершие листья и только осторожное вмешательство хозяев позволяет завершить процесс обновления.
Ряд видов с бархатистым эпидермисом (G. pilosulum и другие) склонны к образованию вдавленных участков на эпидермисе, покрытых бумажистой белесой кожицей. Причина их появления не выяснена, а во избежание распространения пятен применяется безжалостное вырезание поврежденных мест.
Все «горбатые» гиббеумы не переносят избытка влаги, но наиболее чувствителен к переувлажнению горшков G. nebrownii, названный в честь Брауна (NEBrownii), который до недавнего времени принадлежал роду Imitaria N.E.Br. с видовым эпитетом I. muirii. Позже этот эпитет дал название монотипному роду суперсуккулентов Muiria N.E.Br. сомкнутые листовые пары которой больше напоминают кладку птичьих яиц или двустворчатые закрытые раковины моллюсков. В отличие от мурий, гиббеумы имеют явно выраженную щель листовой пары или вообще широко раскрытые листья.
Корни большинства видов мощные стержневидные и, как и надземные органы, не переносят избытка влаги в субстрате. Поэтому субстрат должен быть со значительной примесью (до 30% от объема) рыхлителей почвы с придонным дренажем в горшках.
Размеры листовых пар большинства шаровидных растений этого рода не превышают 3 см в диаметре, а у G. pubescens с опушенным эпидермисом они напоминают голову акулы с заметной разницей по длине листьев пары.
Цветки гиббеумов имеют укороченную цветоножку, а по форме и строению очень похожи на цветки литопсов, не превышая 4 см в диаметре. Окраска лепестков самая различная и варьирует у разных видов от чисто белой до розово-пурпурной.
Цвет эпидермиса зависит от интенсивности освещения и может быть бледно-зеленым с голубоватым отливом или более темным с даже коричневатым оттенком. В условиях коллекций гиббеумы содержат на солнечном месте. Они выносят яркий солнечный свет при условии постоянного притока свежего воздуха, а зимой, по возможности, предпочитают самое освещенное место при температуре 12–15°С.
Внутри рода многие виды поддаются гибридизации, но потомство мало интересно, в отличие от межродового гибрида с Glotiphyllum heilii, отличающегося прекрасной окраской цветков. Известен также гибрид между G. album и Muiria hortenseae, который, как и «папаша», не линяет полностью и выглядит неопрятно большую часть года. Кроме того, у этого растения новые листовые пары рождаются с трудом, подобно процессам кесаревого сечения.
«Чистые» гиббеумы, как в природных условиях, так и в коллекциях образуют, в большинстве, бесстебельные кустики из десятка и более листовых пар и своими миниатюрными размерами не занимают много места, а при правильном содержании живут долго и счастливо.