Продолжаем рассказ о суккулентах Южной Африки. Первая часть статьи здесь.
Наиболее часто размножение суккулентов юга Африки, даже таких крупных, как алоэ и эуфорбий идет вегетативным способом за счет укоренения прироста. Размножение генеративным способом тоже возможно, но очень немногим сеянцам удается выжить и вырасти в суровых природных условиях, где опасность представляет не только климат, но и голодные грызуны. Крохотным юным растениям помогает выжить мимикрия в окружающей среде. Многие виды литопсов и конофитумов имеют пеструю окраску, напоминающую окраску мелкой каменной крошки, среди которой они растут, а высохшие сморщенные обертки отмерших тел позволяют практически полностью слиться с поверхностью.
Весной и в начале лета наступает период цветения. Удивительная особенность – его поразительная синхронность даже для удаленных друг от друга колоний. Для растений, перенесенных в северное полушарие годовой цикл остается неизменным - трудность при выращивании в культуре суккулентов этого региона состоит в том, что они и в северном полушарии сохраняют генетическую память о годовых циклах, сезонно не совпадающих с европейскими. Большинство южноафриканских суккулентов начинают цветение европейской осенью и в начале зимы. Для коллекционеров это безусловно создает определенные сложности в содержании растений.
Об опылении суккулентов в природных условиях известно не так уж много. Подразумевается, что виды, раскрывающие цветки в дневное время опыляют пчелы, бабочки, мухи и мелкие птицы, охотящиеся за нектаром. В темное время суток опыление производят мотыльки и жуки, ведущие ночной образ жизни. Соцветия некоторых суккулентов являются лакомством для ящериц. Однако, в крупных колониях растений обильное цветение способствует тому, что часть цветков остается целыми и заодно непроизвольно опыленными.
Плоды суккулентов не пользуются любовью у птиц и животных, соответственно, семена, как правило, остаются в непосредственной близости от материнских растений, пополняя популяцию. Исключения составляют растения, облюбовавшие крутые склоны гор и каменистые ложа пересыхающих рек. Их семена могут с потоками воды переноситься на весьма значительные расстояния, создавая удаленные друг от друга популяции. Иногда значительное расстояние способствует частичному изменению характерных морфологических признаков, и происходит «открытие нового вида».
Самую большую опасность для суккулентов Южной Африки представляют не природные условия, а хозяйственная деятельность человека. Повсеместное освоение территорий не способствует сохранению суккулентной флоры. Расчистка земли под посев зерновых и других культур подразумевает уничтожение всех остальных видов растений. Земли, используемые под пастбища, подвергаются не меньшей эксплуатации – те суккуленты, что не съедаются скотом, безжалостно вытаптываются копытами многотысячных стад. Строительство дорог и населенных пунктов, шахты и карьеры создают техногенную опасность для популяций суккулентов и прочих растений. Последние годы защитой суккулентной флоры начали заниматься на государственном уровне. Уничтожение и несанкционированный сбор растений преследуется законодательно. Подобный процесс не может не радовать и позволяет надеяться, что не все суккуленты Африки постигнет судьба такого рода, как рушия, многие виды которого сохранились практически только в коллекциях.
Высокая декоративность розеточных хоуэртий, фаукарий и крассул, необычный внешний вид «живых камней» конофитумов и литопсов, разнообразие форм и любопытные признаки других растений всегда обеспечивают интерес к суккулентам Южной Африки среди коллекционеров.
Растения и фото Руденко Оксаны (Одесса)